г. Воронеж, ул. Кирова, 9, офис 12.
г. Воронеж, ул. Кирова, 9, офис 12.
Перинатальный опыт в биоэнергентическом анализе А. Лоуэна. (Материалы книги И.В. Завгородней «Психологические теории перинатального развития»)

Александр Лоуэн (23.12.1910 – 28.10.2008 гг.) — известный американский психоаналитик, один из основателей биоэнергетического анализа и исследователей проблем сексуальности.

В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. У здорового человека энергия свободно циркулирует по телу. В больном организме свободной циркуляции энергии не происходит, поскольку в нем существуют мускульные зажимы, образующие зоны напряжения в теле.

Терапия в рамках биоэнергетического анализа обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

Согласно А. Лоуэну, биоэнергия – это единая энергия, заключенная в человеческом теле, которая проявляется и в психических реакциях, и в физических движениях. Биоэнергетика представляет собой терапевтическую технику, помогающую человеку вернуться обратно к своему телу и в полной степени насладиться своим телом, функциями которого являются сексуальность, дыхание, движение, чувственность и самовыражение.

В момент рождения конституция тела человека, его первоначальный состав, всегда присутствует. Дети уже рождаются совершенно непохожими друг на друга. Определенная доля этих различий принадлежит родительским генам.

Вместе с тем в момент рождения младенец все еще подвластен опыту девятимесячного пребывания в утробе. А. Лоуэн подчеркивает, что необходимо пересмотреть отношение к внутриутробному существованию личности, поскольку не следует умалять его значимости в последующем развитии человека.

Ранний период после рождения будет похож на внутриутробное существование. Начиная с зачатия, ребенок приобретает опыт общения с матерью. Мать для ребенка – та реальность, которая определяет способность ребенка к развитию.

В период беременности формируется отношение матери к потребностям ребенка в поддержке и любви, с одной стороны, и к его независимости, с другой. Плод ощущает эмоциональный настрой матери. Если присутствуют размышления об аборте, это не может не повлиять на плод. Кровоснабжение плода в этом случае в значительной степени сокращается.

А. Лоуэн утверждает, что если есть желание избавиться от ребенка, даже этого в реальности не происходит, все равно присутствует эмоциональный аборт. Эмоциональный аборт – желание женщины в период беременности избавиться от ребенка, хотя и не приводящее к конкретным физическим действиям с ее стороны. Можно сказать, что ребенок, который прошел подобное переживание, отмечен им уже после рождения. Когда женщина не хочет иметь ребенка, она не сможет с любовью отнестись к новорожденному и принять его требования. Это может проявляться в мелких жестах, взглядах, интонациях, к которым ребенок крайне чувствителен.

Нежеланный ребенок становится реципиентом материнского чувства вины. Для облегчения своего состояния, такая мать перекладывает груз своей вины на малыша, т. е. она перекладывает на него ответственность за собственные проблемы и несчастья. Ребенок принимает эту вину на себя, поскольку мотивы матери не вызываю у него сомнения.

Согласно А. Лоуэну, матка представляет собой кусочек земли, куда не девять месяцев высаживают семя млекопитающих. Нет двух одинаковых маток с точки зрения плодовитости.

Одна твердая и плотная с фиброматозными узлами, другая – жесткая и сокращенная, с плохим снабжением кровью, третья – маленькая и недоразвитая. В то же время большинство маток выносили по нескольку детей.

Дети, рождающиеся из разных маток, также будут отличаться друг от друга. Одни – здоровые, энергичные, жизнеспособные, другие – слабенькие, сморщенные, выглядящие как крохотные старички.

А. Лоуэн отмечает, что шизоидная личность развивается в «холодной матке», в которой отсутствуют чувства. Они уходят из-за диссоциации с нижней частью тела. Это соматическое проявление негативного отношения к сексу или негативной сексуальной позиции. Ненависть к мужчинам и страх перед сексуальным контактом вызывает тревожность. Чтобы ее снизить, женщина «умерщвляет» область таза: возникает напряжение в тазовой и брюшной области, которое отрицательно сказывается на матке. Плод служит для того, чтобы заполнить эту пустоту, но ему это не удается. Ему приходится развиваться на относительно неплодородной почве.

Женщина, испытывающая ненависть, подвергает ее воздействию и ребенка еще до его рождения. В «застывшей» матке «застывает» и зародыш. Застывание в матке является результатом холодности, без давления. Застывание не означает, что плод превращается в ледышку. Этот процесс не настолько интенсивен, чтобы разрушить жизнь ребенка. Тем более, что у зародыша более высокий, чем у взрослого, биоэнергетический заряд, помогающий ему перенести застывание. С плодом, обитающим в холодной, нелюбящей матке происходит примерно следующее: свободная энергия организма стягивается к центру, а края застывают.

А. Лоуэн утверждает, что достаточно теплое, любящее отношение и окружение в постнатальный период может растопить лед и отогреть застывшие участки. Однако в реальности это трудно выполнимо, поскольку вряд ли само рождение ребенка вдруг переменит отношение к нему матери. В результате новорожденный попадает в обстановку гораздо худшую, открыто враждебную, по сравнению с той, которая была при его внутриутробном развитии.

Проявления материнской любви, как на физическом, так и на ментальном уровне нельзя ничем заменить. А. Лоуэн подчеркивает, что любовью ребенка испортить невозможно. Развитие ребенка в оптимальных условиях позволяет сформировать его способность противостоять трудностям реальной жизни, что, бесспорно, отражается в строении тела и личности такого человека. Отсутствие оптимальных условий развития ребенка приводит к выработке у него компенсаторных механизмов, направленных на преодоление своей слабости. Такие люди обладают дефектным строением тела и личности. К сожалению, компенсаторные механизмы, к которым они прибегают, не могут исправить уже сформировавшиеся недостатки и ошибки.

А. Лоуэн утверждает, что женщина откликается на беременность чувствами, которые она испытывает к собственному телу. Плод – часть ее тела, экспрессия ее женственности. Плод, утроба и сексуальность представляют собой неразрывное единство.

Беременность может придать достоинство сексуальной части женской личности, а может, напротив, привести к мучительным переживаниям. При отсутствии сердечного отношения к ребенку, у женщины неизбежно возникает чувство, что она попала в ловушку, и что она не хочет ребенка.

Ребенок – сексуальный символ родителей. Они будут реагировать на него в соответствии с сознательными или бессознательными чувствами, которые у них вызывает собственная сексуальность. Для родителя ребенок является еще и представителем партнера.

Ребенок – видимое свидетельство родительской сексуальности, которая и привела к его зачатию. Следовательно, ребенок будет мишенью всех тех чувств, которые связаны в уме родителей с сексуальностью. Ребенок часть тела матери, которая теперь должна жить независимой жизнью. Отвергая индивидуальность ребенка, она бессознательно отвергает свою собственную индивидуальность. Вся материнская вытесненная сексуальная вина, все вытесненные негативные чувства к собственному телу фокусируются на ребенке, который будет реагировать на такую проекцию ненавистью по отношению к матери.

По отношению к разным детям могут быть разные чувства. Первый ребенок встречается иначе, нежели второй, третий и т.д. Аналогично разные чувства могут быть в адрес мальчика или девочки. Дочь может стать воплощением отвергнутой сексуальности матери. Она будет реагировать на девочку так, как реагировала на собственную сексуальность, со стеснением и амбивалентными чувствами.

Чувства матери могут выражать бессознательную идентификацию с собственным ребенком. Он тот, кем она хотела бы быть. Это может стать содержанием фантазии, будто ребенок собственность матери и его можно подчинить своим потребностям.

У некоторых матерей возникает иллюзия совершенной матери. Иллюзия совершенной матери – ожидание женщины, что она будет идеальной матерью своему ребенку, что приводит к ожиданию идеального или совершенного ребенка и отрицанию реального ребенка, нуждающегося в материнском понимании и поддержке. Совершенная мать становится отчаявшейся и разрушающей женщиной. Чем больше иллюзия отвергает реальность, тем более отчаянную борьбу приходится вести, чтобы поддержать ее. Все свои силы такая мать тратит на доказательство того, что она идеальная мать.

Никакой ребенок не может быть совершенным. Это приводит к фрустрации матери, когда он терпит неудачи. В результате мать действует таким образом, что разрушает своего ребенка. Под предлогом того, что «она лучше знает», она отрицает возможность самостоятельного развития собственной личности ребенка. Это представление, которое мать проецирует на ребенка, отражает ее эго-представление о его счастье. Этот образ является проекцией ее образа себя. Предполагается, что действия, которые производит мать, должны обеспечить ребенку больше свободы и радости, чем досталось ей самой. Все это происходит преимущественно на бессознательном уровне. В то же время сознание владеет иллюзия совершенной матери. Сопротивление ребенка рассматривается как особая тактика, за которой стоит его природная порочность. Мать начинает испытывать к ребенку ярость и ненависть.

Когда родители настаивают на том, чтобы ребенок был таким, каким они считают нужным, вел себя определенным образом, они устанавливают его будущую роль. Эту роль определяют бессознательные позиции и ожидания родителей. Они передаются ребенку через взгляд, прикосновение, жесты и настроение. Как правило, роль вполне определена, когда ребенку около семи лет.

Любой человек, играющий роль, ощущает безнадежность. Счастлив тот ребенок, который рос с ощущением, что он свободен жить для себя, т. е. он не играет никакой роли. Она накладывается на ребенка, растущего в семейной ситуации, полной амбивалентности и ненависти.

Конфликт между родителями и ребенком приводит к негативному результату обе стороны. Ребенок не может победить родителей, от которых зависит его выживание и развитие. Но и родители не могут победить ребенка, поскольку он хоть и подчиняется, все же сохраняет внутри дух бунтарства, который с новой силой вспыхивает в подростковом возрасте. Родители теряют любовь своего ребенка, развитие которого они не способны понять.

А. Лоуэн отмечает, если ребенка «обрабатывают» тем, что «он должен» и «не должен», то его эго станет увертливым, а отождествленность запутанной. Человек рождается без чувства отождествленности. «Зачатие» этого чувства происходит с первым криком новорожденного. Этим криком он утверждает свое первое чувство, свое желание и потребность. Таким первым чувством становится дискомфорт.

Младенец нуждается в тесном контакте с телом матери и стремится к нему. Прикладывание к груди сразу после рождения позволяет снять дискомфорт младенца и приводит к удовлетворению его потребности. Эго ребенка развивается через восприятие и интегрирование телесных ощущений и выражение чувств. Если ребенок сдерживает экспрессию чувства или стыдится телесных ощущений, его эго не станет зрелым. Вина и стыд возникают у современного человека, когда нарушена его отождествленность.

Качества физической близости между матерью и ребенком отражает чувства матери по поводу сексуальной близости. Если женщина стыдится своего тела, она не сможет использовать его грациозность при вскармливании ребенка. Если ее отталкивает нижняя половина тела, она будет чувствовать смутное отвращение к этой же части тела ребенка. Если мать боится близости, ребенок будет ощущать страх и интерпретировать это как отвержение. Недостаток телесного контакта переживается ребенком как брошенность. Избегание близкого телесного контакта держит ребенка в страхе, что его бросят.

Если потребность в телесном контакте и оральном удовлетворении не исполнена в первые годы жизни, то ребенок переносит эти потребности на сексуальные чувства, возникающие в эдипальный период. У таких детей эдипов конфликт бывает наиболее интенсивным.

Говоря о внутриутробном существовании, А. Лоуэн еще не родившегося ребенка называет термином личность, подчеркивая его уникальность и самобытность. Анализ телесных проявлений матери и ребенка позволяет проследить физический уровень функционирования психической реальности. Язык тела отражает внутреннее состояние человека. А. Лоуэн показал значимость телесного контакта матери и ребенка для развития гармоничной личности. Это позволяет совершенствовать воспитательную практику, учитывая роль грудного вскармливания как процесса полноценного общения матери с малышом. 


В психологическом центре «Персона» открыта обучающая программа «ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА»

Мы рады вам помочь!
Если у вас возникли проблемы,
вы можете позвонить по телефону:
+7 906-586-1000 или написать на e-mail: s.v.kochetkova@yandex.ru


Самопознание.ру — психологические тренинги и семинары Воронежа в одном месте.
Нравится